ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

МЕНЮ

Объявления

В соответствии с письмом Министерства просвещения РФ № 07-53 от 10.01.2019 работа ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения будет продолжена в 2019 г. после решения вопроса об объемах и механизмах его финансирования.

 
 

Задать свой вопрос Вы можете по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Или заполнить форму по ссылке: Форма


Образование

Вопрос: Здравствуйте! Я учитель химии из школы слепых и слабовидящих (Нижний Новгород, ул. Юбилейная, д. 5). Хотелось бы с Вами обсудить вопрос б особенностях преподавания химии слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС ООО.

 

Ответ: Здравствуйте, Светлана! Насколько, нам известно, коррекционная направленность преподавания химии в школах для слепых и слабовидящих рассматривалась в исследованиях следующих  ученых и работах учителей- практиков: Тупоногов Б.К., Р.В. Березкин, В.И. Воробьева, О.И. Георгиевская, В.Г. Зубарев. Л.П. Кавцевич, Г.Б. Морозова, В.Г. Татарникова, Г.Ф. Федяй, Я.Р. Фишелев и др.). Вам стоит обратится этим работам. Также приглашаем к сотрудничеству с целью обмена опытом и обобщения собственных методических материалов по особенностям преподавания химии для слепых и слабовидящих детей с последующей публикацией. Связаться с учителями химии ГБОУ школы-интерната № 1 им. К.К.Грота для совместной работы можно по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Вопрос: Обязательно ли слепому учиться писать рельефно-точечным шрифтом?

 

Ответ: Владение рельефно-точечным шрифтом обеспечивает слепому человеку самостоятельность в получении, записи и передаче информации. Особенно знание шрифта Брайля важно для школьников. Не умеющий без посторонней помощи читать и писать является неграмотным человеком. Параграфы учебников истории, обществознания, географии, биологии содержат огромный текстовый материал. Усвоить его на слух невероятно трудно. Требования к технике самостоятельного чтения и письма возрастают в период подготовки к экзаменам. Чем выше скорость у выпускника, тем успешнее он справится с заданиями. Ни чтение текста ассистентом, ни работа на компьютере не заменят для ребенка возможности читать то, что требуется, и писать тогда, когда это необходимо.

  

Вопрос: В классе появился слабовидящий ученик. Чем он отличается от зрячих одноклассников кроме того, что не видит предметы на далеком расстоянии?

 

Ответ: Начнем с того, что не все слабовидящие обязательно страдают близорукостью. Гиперметропия (дальнозоркость) тоже может имеет место, и тогда вдаль ребенок может видеть успешно, а вот работа на близком расстоянии для него будет проблематична. Есть еще и много других заболеваний, приводящих к слабовидению. В большинстве случаев они сопровождаются нарушением зрительных функций: поля зрения, светощущущения, цветовосприятия, глазодвигательных функций и т.п. Все это затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего мира, затрудняет ориентировку в учебном материале, снижает скорость зрительного восприятия. Для того чтобы слабовидящий успешно учился, он должен сам выбирать условия рассматривания дидактического материала: расстояние до объекта, освещенность, цвет, размер, контрастность и т.п. Будет правильным увеличивать в 1,5 раза время, отводимое на его рассматривание или чтение.

  

Вопрос: Как слепые работают за компьютером?

 

Ответ: При работе на компьютере слепые пользователи не используют манипулятор «мышь», команды они подают, применяя комбинации «горячих» клавиш. Незрячим доступны для работы те же программы, что и зрячим, и они могут добиваться того же качества создаваемых текстовых документов с преобладанием букв, что и зрячие, правда усилий для этого им придется затратить в несколько раз больше. Существуют специальные программы экранного доступа, например, Jaws, которые озвучивают названия и содержание всех файлов, помогают работать в текстовом редакторе. Особую категорию текстовых записей составляют математические формулы. Синтезаторы голоса читают их некорректно, с помощью клавиатуры удается вводить не все знаки. Слепой пользователь может заполнить базу данных в Excel и даже построить диаграмму, но не сможет оценить ее изобразительное качество. Конечно, работа с изображениями слепому недоступна. Синтезатор голоса может распознать только часть файлов PDF, которые позволяют копировать текст. Чтение рисунков программа не осуществляет.

  

Вопрос: Как попасть на обучение в школу для слепых и слабовидящих?

 

Ответ: Как правило дети, которые приходят учиться в школу для слепых и слабовидящих, посещают дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения. В случае внезапного ухудшения зрения о необходимости обучения в такой школе может сказать офтальмолог. Ребенок проходит Центральную или Территориальную психолого-медико–педагогическую комиссию, где определяется вариант обучения, определяются специальные потребности. Это помогает подобрать индивидуальный образовательный маршрут и лучшие условия для развития ребенка. Данное заключение для родителей носит рекомендательный характер, для образовательного учреждения - обязательно к исполнению.

  

Вопрос: Чем отличается работа ассистента и тьютора в работе с детьми с ОВЗ. Как получить сопровождение тьютора? Ассистента?

 

Ответ: Прежде всего, тьютор - это педагогическая должность, а ассистентом может быть человек, не имеющий педагогического образования. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). Необходимость тьюторского сопровождения должна быть прописана в заключении ЦПМПК (ТПМПК) или ИПРА обучающегося с ОВЗ. В качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ рассматривается предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. Ассистент может не иметь педагогического и психологического образования. Он может быть рекомендован ребенку и решением школьного ПМП консилиума. По обоюдному согласию директора образовательной организации и родителей ребенка, функции ассистента может выполнять родитель. Помощь ассистента может быть необходима ребенку ОВЗ во время прохождения государственной итоговой аттестации. По данному вопросу решение принимает уже ЦПМПК (ТПМПК).

  

Вопрос: Какие требования предъявляются к знаниям и умениям ребенка с нарушениями зрения на момент поступления в школу?

 

Ответ: Прежде всего у ребенка должны быть сформированы навыки самообслуживания, активная жизненная позиция, интерес к познанию окружающего мира и определенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Умение устанавливать контакт со взрослыми людьми, сверстниками. Умение и желание слушать, отвечать, задавать вопросы по теме беседы. Ребенок должен уметь проявлять волевые качества: сидеть, слушать, дожидаться, когда его спросят, не выкрикивать с места. Особое внимание до школы стоит уделить развитию речи. Перед поступлением в школу следует решить все проблемы ребенка, связанные со звукопроизношением, чтобы в дальнейшем основное внимание уделить коррекции дисграфии и дизорфографии.

  

Вопрос: Чем обучение слепых и слабовидящих детей с умственной отсталостью отличается от обучения слепых и слабовидящих с сохранным интеллектом?

 

Ответ: Обучение слепых и слабовидящих учащихся с умственной отсталостью будет отличаться от обучения той же категории учащихся, но с сохранным интеллектом, прежде всего, учебным планом, программным содержанием учебных предметов, сроками обучения, а также методами, приемами и способами обучения. Организация учебного процесса и результативность обучения также будут различны.

  

Вопрос: Какие главные особенности проведения урока в школе, где учатся слепые и слабовидящие дети?

 

Ответ: Ответить на данный вопрос в нескольких предложениях невозможно, поскольку успешность урока в школе, где учатся дети-инвалиды по зрению, складывается из многих факторов. Обозначим лишь несколько из них: • работа педагога на основе адаптированной образовательной программы (АОП) для слепых и слабовидящих детей, которая предполагает модификацию учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения; • соблюдение требований к организации пространства (наличие зрительных, тактильно-осязательных, звуковых ориентиров, обеспечение предметно-пространственного постоянства и стабильности, соблюдение норм освещения школьных помещений и т.д.) • знание педагогом особенностей незрячих и слабовидящих детей в целом и зрительного диагноза в частности и учет этих особенностей при проведении урока; • учет тифлопедагогических требований к уроку (умение определять цели коррекционной работы на уроке и коррекционной направленности методов обучения на уроке, учет офтальмологических и других гигиенических рекомендаций, учет специфики структурного построения урока и т.д.) • соблюдение строгих требований к применению наглядных дидактических материалов (карточек, макетов, рельефно-графических пособий и т.п.), к составлению презентаций и т.п.

  

Вопрос: Могут ли слепые и слабовидящие учиться в одном классе?

 

Ответ: Могут. И такой опыт у нас имеется, но только в средней школе. Именно к этому периоду большинство слепых и слабовидящих учащихся накапливают достаточный уровень умений и навыков, чтобы урок прошел успешно и результативно для всех, а именно: умение быстро ориентироваться в малом и большом пространстве, достаточно высокий темп письма и чтения (особенно по Брайлю), а также сформированность психологических процессов, что позволяет, например, слабовидящим учащимся спокойно реагировать на шум, производимый при письме по Брайлю.

  

Вопрос: Может ли учитель снижать оценку за почерк в школе слабовидящих?

 

Ответ: В начальной школе за плохую каллиграфию педагог может снизить отметку, и это прописано в нормах выставления оценок по ФГОС, где сказано: «При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык». Понятно, что педагог, обучающий слабовидящих детей, будет учитывать особенности зрения учащихся, но надо помнить, что задача учителя начальных классов - научить ребенка писать не только правильно, но и красиво. Кроме того, при оценивании письменных работ педагог должен ориентироваться на локальные акты школы. Так, например, в документе школы-интерната имени К.К.Грота «О едином орфографическом режиме» прописано: «Нечитаемые работы учащихся (вследствие спорных, неразборчивых, неаккуратных написаний букв, слов, предложений и текстов, не соответствующих образцам в прописях начальной школы) учителем не проверяются. За такую работу ставится отметка "2" ("неудовлетворительно")». Это связано с тем, что на ГИА одно из требований, прописанных в инструкции для учащихся, – «писать аккуратным, разборчивым почерком». Таким образом, в основном и среднем звене за почерк не снижается отметка при условии, если текст читаем и орфографию можно разобрать.

  

Вопрос: Может ли тетрадь с записями рельефно-точечным шрифтом быть неаккуратной?

 

Ответ: Шрифт Брайля наносится на бумагу с помощью специальных письменных предметов – особым прибором и грифелем. По этой причине какие-либо изменения в конфигурации, выделении, размере, форме букв невозможны. Тем не менее, даже тетрадь с записями рельефно-точечным шрифтом быть неаккуратной. Например, грифель, которым надавливают на бумагу через отверстия крышки прибора и получают рельефную точку, может быть слишком заточен и иметь острый кончик. В этом случае при письме точки получаются «рваные», и в целом запись выглядит неаккуратно. Или когда учащийся делает множество переколов, шеститочий – это равнозначно тому, как в обычной тетради ученик неаккуратно исправляет, перечеркивает свои записи, что делает его работу зрительно неэстетичной, неаккуратной. Кроме того, незрячий может плохо закреплять лист в брайлевском приборе - в этом случае строчки при письме «наезжают» друг на друга, и работа становится вовсе не читаемой. Наконец, ученик может не соблюдать правила оформления письменных работ по Брайлю: например, не делать соответствующих отступов и пропусков строк при записи, не соблюдать количество пропущенных ячеек между брайлевскими символами или в целом вести запись какой-либо работы не по форме. В этом случае такая тетрадь также считается неаккуратной.

  

Вопрос: Какие льготы при прохождении итоговой аттестации дает инвалидность? Как их получить?

 

Ответ: При предъявлении справки, подтверждающей инвалидность выпускник получает следующие льготы: • возможность выбрать форму ГИА: ОГЭ или ГВЭ в 10 классе и ЕГЭ или ГВЭ в 12 классе; • возможность сдавать ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме; • возможность выбрать в качестве допуска к ГИА в 12 классе итоговое сочинение или изложение; • увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения) и каждого экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам раздел «Говорение» на 30 минут); • организация питания и дополнительных перерывов. В ПМПК выпускник может обратиться за получением следующих льгот: • помощь ассистента; • использование дополнительных технических средств; • печать экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля; • увеличение плоскопечатных экзаменационных материалов до формата А3; • выполнение письменной работы на компьютере.

  

Вопрос: Что делать, если слепой ребёнок не может научиться пи-сать из-за ДЦП?

 

Ответ: Научиться писать по Брайлю слепому ребёнку с ДЦП достаточно сложно, так как письмо требует высокой концентрации внимания и слаженной мышечной работы. Если учащийся не может освоить письмо по Брайлю по объективным причинам (медленные, затруднённые или неловкие движения, неподатливость мышц, иначе мышечная ригидность, слабость, мышечные спазмы, непроизвольные движения), то по решению школьного психолого-педагогического консилиума родителям (законным представителям) может быть предложено обратиться в ЦПМПК либо для изменения программы обучения, либо для получения уточненного заключения с указанием того, как именно школа должна осуществлять обратную связь в процессе образования данного обучающегося: с помощью ПК или устно.

  

Вопрос: Как понять, к какой категории относится ребенок: он слабовидящий или частично зрячий? Как он должен писать: плоскопечатным шрифтом или по си-стеме Брайля?

 

Ответ: В заключении ПМПК обязательно указывается вариант программы, которую рекомендовано осваивать обучающемуся. Варианты, начинающиеся с цифры 3 (3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) свидетельствуют о том, что ребенок частично зрячий и ему рекомендовано осваивать рельефно-точечный шрифт Брайля. Варианты, начинающиеся с цифры 4 (4.1, 4.2, 4.3) свидетельствуют о том, что ребенок слабовидящий и может работать с плоским шрифтом.

  

Вопрос: Каковы недостатки и преимущества обучения на дому? Как попасть на надомное обучение?

 

Ответ: Попасть на надомное обучение можно только по заключению врачебной комиссии и заявлению родителя (законного представителя) о желании перейти на обучение на дому. При переходе на надомное обучение родители (законные представители) должны знать обо всех преимуществах и недостатках этой формы получения образования. К преимуществам можно отнести индивидуальный подход к учащемуся, максимальную адаптацию образовательной программы под возможности и особенности учащегося. К недостаткам же можно отнести сокращение количества очных занятий и большие объёмы самостоятельной работы по освоению программы, а также нарушение социальных связей ребёнка с детским коллективом и, как следствие, неумение работать в команде, выстраивать межличностное общение.

  

Вопрос: Может ли слепой или слабовидящий учиться дистанционно?

 

Ответ: Конечно, может, если в Уставе образовательной организации это прописано. Если учащийся обучается на дому, или относится к категории часто болеющих детей, или часто уезжает на спортивные сборы, соревнования, то родители (законные представители) заключают договор с ОО о дистанционном обучении, получают комплект оборудования.

  

Вопрос: Что такое «индивидуальный образовательный маршрут»? На основании чего он разрабатывается?

 

Ответ: Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Это способ индивидуального освоения одной из существующих программ, составляется на основе выбранного учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы. Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения, создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом, может быть оформлен как индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

  


Воспитание

  

Вопрос: Как правильно формировать навыки самообслуживания у ребенка с нарушением зрения?

 

Ответ: На формирование навыков самообслуживание у ребенка с нарушением зрения понадобится больше времени, чем у обычных детей. Вначале вам как взрослому придется работать вместе с ребенком, позволяя малышу выполнять только некоторые шаги, пока вы делаете другие. Это называется «частичным участием». Постепенно приучайте ребенка осваивать новые действия, пока он не сможет выполнить все составляющие действия самостоятельно.

  

Вопрос: Можно ли пригласить слепого ребенка в гости к однокласснику? Как готовиться к такому визиту?

 

Ответ: Да, можно. Но для этого нужно выполнить ряд шагов. 1. Объяснить ребенку, который собирается приехать к вам в гости, подробный маршрут передвижения до вашей квартиры или встретить его в заранее обговоренном месте. 2. Обследовать с гостем пространство вашей квартиры с подробными объяснениями по каждой зоне. 3. Познакомить слепого ребенка с присутствующими гостями. 4. Подготовить зону, где ребята будут пить чай, соблюдая все меры безопасности для слепого ребенка. 5. Подготовить со своим ребенком такую развлекательную программу (игры) для гостей, чтобы в них мог участвовать и слепой гость. 6. Продумать план возвращения слепого ребенка домой.

  

Вопрос: Что я могу купить своему ребенку-инвалиду по зрению, чтобы ему было легче себя обслуживать в быту?

 

Ответ: Вы можете купить для своего ребенка следующие вещи. 1. Электронный таймер со звуковой индикацией. 2. Тактильный таймер. Он предназначен для использования на кухне при приготовлении пищи. Таймер имеет тактильный циферблат. Каждые 15 минут обозначены тремя выпуклыми точками; каждые 5 минут – двумя выпуклыми точками; каждые 2,5 минуты – одной выпуклой точкой. В центре таймера располагается большое удобное реле для установки времени. 3. Электронный определитель цвета и света - такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его оттенок и яркость, а также расположение и интенсивность источника света. Вся нужная информация озвучивается вслух синтезатором речи. К прибору можно подключить наушник. 4. Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить желток от белка и очистить вареное яйцо. 5. Прибор для распознавания российских купюр различных номиналов. Информация предоставляется пользователю в виде речевых сообщений через встроенный громкоговоритель. В случае критического разряда батареи выдается предупредительное речевое сообщение. 6. Поющая кружка для незрячих. Суть данного изобретения такова: когда слепой наливает кипяток в кружку, он вынужден на слух ориентироваться, сколько осталось до края. Дизайнеры упростили метод. В этой кружке есть три датчика на стенках и три кнопки на ручке. Пользователь выбирает нужный уровень кнопкой и когда вода достигает соответствующего датчика, раздается звуковой сигнал. 7. Звуковой индикатор уровня жидкости. Индикатор может определять два различных уровня жидкости. Прерывистый звуковой сигнал говорит о том, что чашка почти полная, а непрерывный звуковой сигнал — о том, что жидкость в чашке уже достигла предельного уровня. Подходит как для горячих, так и для холодных жидкостей. Оснащен двумя маленькими магнитами, чтобы повесить его, например, на холодильник для мгновенного доступа.

  

Вопрос: Как научить слепого ребенка делать покупки в магазине?

 

Ответ: Совместные прогулки с ребенком могут иметь вполне определённую цель: зайти в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, на почту и т.д. Такие совместные походы являются хорошей школой. Чтобы научить ребенка делать покупки в магазине, следует предпринять ряд действий. 1. Выбрать магазин в шаговой доступности, изучить маршрут движения до него. 2. Ознакомиться с расположением входа в магазин. 3. Познакомиться с планировкой магазина и размерами помещения (рассказать, что и где находится). 4. Определить места, где нужно брать корзину или тележку. 5. Обследовать территорию магазина, изучить расположение полок с продуктами. 6. Изучить различные формы и запахи упаковок продуктов, способы бережного отношения к ним для предотвращения их разрыва и порчи. 7. Изучить порядок цен на продукты. 8. Предложить ребенку самостоятельно, но под наблюдением взрослого пройти весь путь покупки товаров (выбор товара, укладка в корзину, оплата в кассе, укладка продуктов в пакеты и выход из магазина). 9. Научить вежливо обратиться к продавцу, рядом находящемуся незнакомому человеку, занять очередь. 10. Предложить ребенку самостоятельно сходить в магазин за покупками.

  

Вопрос: Имеет ли смысл со слепым ребенком ездить в музеи и на экскурсии?

 

Ответ: Да, со слепым ребенком обязательно надо ездить в музеи и на экскурсии. Слова экскурсовода позволят ему получить много новой полезной текстовой информации. Родители или педагоги, получив разрешение сотрудников музея, помогут ему правильно осмотреть экспонаты, доступные для тактильного восприятия, очень важно не пренебрегать такой возможностью. Узкие рамки окружающего мира квартиры и школы сразу раздвинутся для незрячего школьника.

  

Вопрос: Стоит ли слепому школьнику ходить в библиотеку?

 

Ответ: Обязательно стоит. Библиотека играет важную роль в жизни слепого и слабовидящего школьника. Если в городе нет специальной библиотеки, то можно обратиться и в обычную. В настоящее время нарушенное зрение не мешает широко использовать все возможности современной библиотеки. Используя специальную технику, незрячие и слабовидящие школьники могут создавать и обрабатывать тексты, читать плоскопечатную литературу, переводить обычные тексты в шрифт Брайля, пользоваться различными базами данных, электронными ресурсами, осуществлять поиск информации в Интернете. Во многих библиотеках имеется большой выбор тифлотехники и программного обеспечения для слепых людей. Брайлевский дисплей (брайлевская строка) - представляет собой устройство ввода/вывода и предназначается для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля. Брайлевские дисплеи позволяют слепым использовать все функции и возможности компьютера. Читающая машина позволяет слушать плоскопечатный материал с помощью простого нажатия кнопки. Машины предварительно сканируют текст, а затем отсканированный текст распознается с помощью программного обеспечения и воспроизводится синтезатором речи. Причем в памяти машины 18 различных языков (русский, английский, немецкий, французский, итальянский и т.д.). Тексты могут быть преобразованы в MP3 аудио-файлы и сохранены на флэш диске или в памяти USB-проигрывателя. Таким образом, можно легко брать тексты с собой и слушать их в дороге. Тифлофлешплееры (устройства для чтения аудиокниг) помогают слабовидящим и слепым учащимся прослушивать самые разные произведения, слушать радио, использовать диктофон. Электронные видео-увеличители (электронные лупы) - компактные устройства с камерой и экраном, которые позволяют просматривать увеличенное изображение в различных цветовых режимах.

  

Вопрос: Какие увлечения бывают у слепых детей?

 

Ответ: Увлечение слепых детей достаточно разнообразны. Можно выделить некоторые направления: 1. Художественное: прикладной дизайн, ритмика и хореография, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, лепка, вязание. 2. Физкультурно-спортивное направление: плавание, шашки, легкая атлетика, голбол, шоудаун. 3. Социально-педагогическое направление: музееведение, радиошкола.

  

Вопрос: Есть ли специальные игрушки для слепых и где они продаются?

 

Ответ: Для работы со слепыми детьми можно использовать большинство развивающих игрушек и дидактических игр и пособий, предназначенных для зрячих детей. Главное, чтобы они отвечали тифлотребованиям. Исключения составят плоскопечатные варианты настольных игр. Сейчас появилось много интересных специальных предложений. Например, интернет-магазины «Доступная среда», Тифломир» предлагают тактильные пособия, развивающие игрушки и настольные игры, адаптированные для детей с нарушением зрения. Сайт №1. Сайт №2.

  

Вопрос: Зачем спорт слепым детям? В каких видах спорта они могут быть успешными?

 

Ответ: Начнем с конца. Незрячие люди могут быть успешны в таких видах спорта, как легкая атлетика, плавание, лыжный спорт (в т.ч. горные лыжи и биатлон), армспорт, борьба, боулинг, велосипедный спорт тандем, голбол, городошный спорт, дзюдо, мини-футбол, пауэрлифтинг, спортивная гимнастика, торбол, шахматы, шашки. При этом правила некоторых видов спорта адаптируются специально для незрячих людей, а некоторые из перечисленных видов спорта не имеют аналогов в соревнованиях здоровых спортсменов, и поэтому нуждаются в пояснении. Занятия спортом – это не только укрепление здоровья незрячих и слабовидящих детей, приобретения ими хорошей физической формы, но и расширение круга друзей, знакомых, возможность самореализации. Незрячие дети, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также другие нарушения здоровья. Спорт в таких случаях является средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Кроме того, это польза не только для самих детей-инвалидов, но и для их родителей, которые получают возможность гордиться своими детьми и более активно принимать участие в процессе реабилитации и социальной адаптации своего ребенка.

  

Вопрос: Как правильно оформлять стенды в классе, чтобы с ними могли работать и воспитанники, и родители?

 

Ответ: Все стенды в классах слабовидящих должны располагаться на боковых и задних стенах класса, чтобы они не находились в поле зрения детей постоянно и не отвлекали от учебы. Для слабовидящих учащихся оформлять стенд рекомендуется шрифтом Arial, размер 20 и более, для незрячих учащихся вся информация должна дублироваться шрифтом Брайля и размещаться на доступном для чтения руками уровне. С учащимися необходимо изучить стенд с целью формирования умения работать с информацией.

  

Вопрос: Должно ли в классе для детей с нарушением зрения оставаться свободное место для игр? Если оно есть, то как правильно его организовать?

 

Ответ: Надо помнить, что с поступлением в школу у ребенка не исчезает резко потребность в игровой деятельности, а только уменьшается. Она остается эффективной, помогает в изучении окружающего мира, в формировании социально-бытовых навыков. В начальной школе в классе необходимо организовать игровое пространство или стол для ребят. Незрячие учащиеся должны знать, где находится уголок, уметь до него дойти, знать какие игры или игрушки там находятся. После игры они должны привыкнуть возвращать их на место.

  

Вопрос: Чье слово в споре учителя и родителей по вопросам воспитания слепого или слабовидящего ребенка должно быть решающим?

 

Ответ: Ответственность за результаты воспитания, конечно, лежит на родителях. Но часто адекватно оценить возможности сына или дочери им мешает слепая любовь. Пытаясь убедить родителей изменить подходы к воспитанию ребенка с нарушением зрения, мудрый, доброжелательный педагог может обратиться к ним за советом или помощью, чтобы те помогли понять и узнать особенности ученика. Потом следует договориться об общем или компромиссном решении.

  

Вопрос: Какие профессии могут получить слепые и слабовидящие? Что подсказывает опыт их трудоустройства?

 

Ответ: Наиболее доступными для слепых и слабовидящих являются следующие профессии и специальности: массажист, музыкант, переплетчик, настройщик музыкальных инструментов, переводчик, юрист, адвокат, преподаватель вуза, продавец-консультант, журналист, диктор, звукооператор, рекламное дело, лозоплетение, программист.

  

Вопрос: Как правильно организовать просмотр кинофильма или спектакля с классом, в котором есть слепые дети?

 

Ответ: Основное, на что следует обратить внимание, – это правильный выбор показываемого фильма или спектакля. Демонстрируемый материал не должен быть перенасыщен событиями, сюжет же должен быть понятным и соответствовать возрасту детей. Необходимо, чтобы речь действующих лиц звучала чётко и правильно, а также была хорошая акустика в помещении. В зависимости от уровня подготовленности класса к восприятию материала можно либо заранее прочитать и обсудить произведение, либо перед просмотром познакомить незрячих детей с незнакомыми им словами, звуками и предметами, либо сделать и то, и другое. Если педагогу сложно определить, какие объекты будут вызывать проблемы в восприятии, то тогда ему стоит просмотреть фильм или спектакль заранее с завязанными глазами. Если же в классе только слепые дети, то можно предложить для просмотра фильм с тифлокомментариями.

  


Коррекция

Вопрос: Все ли слепые музыкально одарены от рождения?

 

Ответ: У незрячих людей, несомненно, существует усиленное внимание к звуковому наполнению пространства, так как слуховой анализатор становится основным приёмником информации из окружающего мира. Но это не значит, что все слепые рождаются музыкально одарёнными. У них такие же различные способности и задатки, как и у всех остальных людей. Однако то, что слух является доступным способом взаимодействия с окружающей средой, может сформировать повышенный интерес к музыке и оказать влияние на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка.

  

Вопрос: Есть ли смысл просить на итоговую аттестацию помощь ассистента?

 

Ответ: Имеет, если вашему ребенку необходимо оказывать техническую помощь: помочь занять рабочее место или передвигаться по пункту приема экзамена, прочитать задание или следить за правильностью переноса ответов в экзаменационные бланки.

  

Вопрос: Есть ли смысл про-сить на итоговую аттестацию помощь ассистента?

 

Ответ: Имеет, если вашему ребенку необходимо оказывать техниче-скую помощь: помочь занять рабочее место или передвигаться по пункту приема экзамена, прочитать задание или следить за правильностью переноса ответов в экзаменационные бланки.

  

Вопрос: Здравствуйте! Я представляю Российское общественное движение "Родители слепых детей". Российское Общественное движение «Родители слепых (незрячих) детей», общественная организация, созданная в марте 2018 года родителями слепых детей. Главная цель организации–объединение семей, воспитывающих слепых детей, информационная поддержка и содействие решению проблем воспитания, обучения, социализации, абилитации детей с тяжелыми нарушениями зрения. Мы приветствуем создание Федерального ресурсного центра, который мы надеемся сможет решить часть проблем,с которыми сталкиваются родители незрячих детей. Мы изучили годовой план работы ФРЦ и среди задач выделили 2.5. Мониторинг по выявлению организаций, которым требуется поддержка ФРЦ в части обучения детей с нарушениями зрения и их сопровождения и 2.6 Анализ и обобщение потребностей образовательных организаций и родителей слепых и слабовидящих детей в консультациях и повышения квалификации по вопросам организации содержания комплексного сопровождения детей с нарушением зрения как вопросы, с которыми чаще всего обращаются к нам родители. Мы заинтересованы в сотрудничестве в интересах семей с незрячими детьми и хотели бы уточнить, как мы как Организация объединившая более 600 семей с детьми с проблемами зрения? можем содействовать выполнению задач, указанных выше в пунктах 2.5. и 2.6.годового плана ФРЦ? С готовностью к сотрудничеству, Днепровская Анастасия Валерьевна, со-учредитель РОД "Родители слепых детей"

 

Ответ: Здравствуйте, Анастасия Валерьевна! Благодарим Вас за интерес, поддержку и готовность к сотрудничеству! С удовольствием будем взаимодействовать с Вами! Если Вы располагаете сведениями об образовательных учреждениях, которым полезны наши проекты (в особенности, о тех, в которых помощь детям с нарушением зрения еще пока только налаживается), нам было бы интересно наладить с ними связь. Сейчас очень важна информационная поддержка - чтобы через проводимые вебинары (в плане ближайших двух месяцев их еще три), формирующийся сайт создать дополнительные возможности для объединения всех небезразличных. И вместе найти наиболее оптимальные пути дальнейшего развития.

  

Вопрос: Какие тифлосредства можно получить для ребенка-инвалида бесплатно?

 

Ответ: Каждому инвалиду выписывается так называемая индивидуальная карта реабилитации, она же — индивидуальная программа реабилитации (ИПРА). В этой программе указаны те специальные предметы, средства, которые могут способствовать облегчению жизни незрячего, решению его бытовых проблем. Эти предметы реабилитации ещё называются тифлосредствами (средствами для незрячих — пер. с лат.) Магнитофон, трость, плеер, компьютер, говорящие часы, говорящий термометр, прибор для измерения давления (тонометр), прибор для письма по системе Брайля, специальная бумага, увеличительная лупа — всё это — тифлосредства.

  

Вопрос: Как объяснить слепому ребенку, как выглядит предмет, который он не может воспринимать тактильно?

 

Ответ: Чтобы сформировать у слепого ребенка более-менее адекватное представление о предмете, который он не может изучить тактильно в полном объеме, например, о дереве, следует сначала установить его размеры, отталкиваясь от знакомого ребенку материала, например, сказать, что дерево в три раза выше него или крона дерева заканчивается на уровне второго этажа его дома. Затем организовать тактильное восприятие доступной части объекта, например, потрогать кору и корни дерева. Потом изучить объемное изображение предмета в масштабе, например, рассмотреть аппликацию «Человек под деревом», выполненную и использованием листьев искусственного растения и натуральной коры.

  

Вопрос: Можно ли употреблять в разговоре со слепым школьником слово «смотри»? Не будет ли это нетактично?

 

Ответ: Даже зрячие люди используют слова «смотри», «посмотри», призывая не только обратить взор на предмет, но потрогать, а иногда даже понюхать его. Незрячие люди просто не глазами смотрят на вещи, их глаза – это чуткие пальцы. Поэтому слово «смотреть» для них означает восприятие вообще, не обязательно с помощью зрения. В употреблении этого слова нет ничего нетактичного.

  

Вопрос: Как рисуют слепые дети?

 

Ответ: Прибор для рельефного рисования «Школьник» – главный инструмент при обучении незрячих детей рисованию (тифлографике). Он прост в использовании, компактен, внешне напоминает прибор для письма по системе Брайля. Но в отличие от последнего основание его покрыто листом резины. На эту резину накладывается лист специальной пленки, который закрепляется при помощи металлической крышки в виде рамки и дополнительных зажимов. При движении шариковой ручки образуется окрашенная рельефная линия.

  

Вопрос: В каком возрасте нужно учить слепого ребенка пользоваться тростью?

 

Ответ: Незрячие дети, как и их сверстники, для своего дальнейшего интеллектуального и физического развития должны активно изучать окружающую среду. Поэтому, когда ребенок начинает ходить, ему уже можно давать в руки легкую гибкую трость (с учетом его роста и под наблюдением взрослых) для использования ее при освоении окружающего пространства. Конечно, не стоит сразу настаивать на обучении его классическим техникам владения тростью, но это нужно будет делать в дальнейшем. Использование трости поможет развитию пространственных и предметных представлений ребенка.

  

Вопрос: Как правильно предложить слепому свою помощь? Как правильно сопровождать его на улице, в транспорте?

 

Ответ: Многие незрячие люди вполне могут обходиться без посторонней помощи. Тем не менее, в некоторых случаях содействие зрячего человека все-таки необходимо. Если Вы понимаете, что слепому человеку может понадобиться Ваша помощь, тактично предложите её. И запомните некоторые несложные правила:

1. При передвижении незрячий человек должен держать сопровождающего за руку чуть выше локтя.

2. Для безопасности незрячему человеку нужно идти немного сзади слева или справа. Скорость движения должна быть удобной для обоих. Необходимо обращать внимание на препятствия. Обязательно смотреть под ноги, по сторонам и на уровне головы, предупреждать слепого спутника, когда нужно отойти в сторону или пригнуться.

3. В узких проходах незрячий человек должен идти позади. В некоторых ситуациях требуется, чтоб вы двигались слева или справа от незрячего человека. Например, если на вашем пути встретилось препятствие.

  

Вопрос: Почему слепые часто отказываются от помощи на улице, в транспорте? Может, они стесняются? Надо ли настаивать?

 

Ответ: Слепому человеку очень важно быть частью социума, в котором он живет. Часто, когда слепой человек передвигается по знакомому маршруту, он хорошо представляет те трудности и опасности, с которыми может столкнуться, и тогда помощь сопровождающего ему не требуется. У незрячих могут иметь место сложности в общении с окружающими, потому что, не видя мимики и жестов, они с трудом понимают чужое настроение и поведение (эмоции и намерения). Часто они уже привыкли рассчитывать только на себя и свои возможности. Поэтому мы советуем предлагать помощь тактично и ненавязчиво и не настаивать, если человек от помощи отказывается.

  

Вопрос: Зачем нужны коррекционные предметы, которыми нагружают дополнительно и без того уставших на уроках детей?

 

Ответ: Все коррекционно-развивающие занятия для учащихся с нарушением зрения направлены на то, чтобы в дальнейшем их социализация и адаптация в обществе была более успешной. Занятия по своей форме больше напоминают тренинги, на которых учащиеся не сидят за партами, а активно овладевают социально-бытовыми навыками, навыками ориентировки в пространстве и коммуникациями. Их знакомят с различными приборами и оборудованием для слепых, с помощью которых их дальнейшая жизнь может быть значительно проще, учат самообслуживанию, этикету, ориентированию в метрополитене, в общественном транспорте, магазинах и на других социальных объектах.

  

Вопрос: Как правильнее всего реализовать в школе для слепых и слабовидящих часы внеурочной деятельности?

 

Ответ: Трудно сказать, как это сделать правильно. Но на наш взгляд, вся внеурочная деятельность должна быть тесно сопряжена с коррекционным процессом в школе. Часто на коррекционных занятиях не хватает времени закрепить у учащихся полученные знания и превратить умения в навыки, тут и может помочь внеурочная деятельность, на занятиях которой можно не только решать образовательные и воспитательные задачи, но также и коррекционные.

 

Вопрос: Школа должна принимать участие в выполнении ИПРА? В какой степени?

 

Ответ: Ответственность школы в выполнении ИПРА прописана в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»: в первую очередь, это создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с видом его заболевания, разработка специальных программ (АООП или СИПР), при необходимости – психологическое и логопедическое сопровождение.

  


 

 
 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
© 2019. ГБОУ Школа-интернат №1 им. К.К Грота. Все права защищены.