Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения (ФРЦ) создан в 2018 году на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и функционирует на основе социального партнерства университета с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением школой-интернатом №1 им. К.К. Грота.
Целью работы ФРЦ является развитие системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения в Российской Федерации, формирование профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников в области проектирования и методического обеспечения системы комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении.
Основные задачи Центра:
- внедрение и распространение современных технологий и опыта развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения, сопровождения семей, воспитывающих таких детей;
- методическая, экспертная и информационно-аналитическая поддержка образовательных организаций субъектов Российской Федерации, работающих с детьми с нарушением зрения;
- создание условий для реализации права ребенка с нарушением зрения на получение доступного и качественного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
- поддержка межведомственного и межсекторного взаимодействия для обеспечения преемственности комплексного сопровождения лиц с нарушением зрения на разных возрастных этапах (от раннего до пожилого возраста);
- помощь органам государственной власти в субъектах Российской Федерации по обеспечению внедрения ФГОС для детей с нарушением зрения в образовательный процесс.
Основные направления деятельности Центра:
- Внедрение и распространение эффективных практик диагностики особенностей развития детей с нарушением зрения.
- Применение современных технологий коррекции нарушений развития на основе комплексных подходов, включающих использование медицинских и психолого-педагогических средств, в максимальной степени способствующих социальному развитию обучающихся.
- Разработка, внедрение и распространение инновационных подходов к воспитанию и обучению в процессе предоставления общего образования детям с нарушением зрения, в том числе реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Разработка и реализация проектов и программ дополнительного образования детей с нарушением зрения, направленного на их развитие и адаптацию к жизни в обществе.
- Организация работы курсов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников по проектированию и методическому обеспечению системы комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Организация психологического, педагогического, медицинского, социально-правового консультирования и сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушением зрения, в том числе с применением электронных дистанционных технологий (он-лайн консультирование).
- Организация и проведение консультаций, конференций, круглых столов, обучающих семинаров и вебинаров по вопросам обучения, воспитания и подготовке к социализации детей с нарушением зрения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Осуществление методического сопровождения педагогов, работающих в классах\группах\индивидуально с учащимися, имеющими нарушение зрения, в образовательных организациях.
- Разработка и издание программ, методических и информационных материалов, учебных пособий и др. для специалистов и родителей детей с нарушением зрения.
1