Цель – самостоятельность
- Самая важная цель для слепого или слабовидящего ученика – стать компетентным, самодостаточным и самостоятельным человеком.
- Незрячему или слабовидящему ученику нужны все те же самые знания, умения и опыт, что и зрячему.
- Ему нужно знать всё то же самое, что и остальным, для того, чтобы быть готовым к будущей жизни – поступлению в ВУЗ, созданию собственной семьи, овладению профессией и т.д.
- Там, где обыкновенные дети пользуются своим зрением, слепой ребёнок будет пользоваться другими органами чувств.
Базовые умения незрячего ученика
- Знать, на ком концентрировать внимание во время урока.
- Знать, какого поведения ожидает учитель от учеников.
- Быстро реагировать на указания и вопросы учителя.
- Знать, как именно реагировать: например, поворачиваться лицом к учителю, поднимать руку, знать, когда надо опустить руку, когда можно отвечать хором, а когда индивидуально, и т.д.
- Понимать выражения школьного обихода, значение которых неочевидно для незрячего.
Например, в разговорном языке на вопрос «Кто?» обычно отвечают, называя имя человека. В классе, когда учитель спрашивает: «Кто знает, сколько будет 5+2?», это значит «подними руку, если ты это знаешь».
Если учитель спрашивает: «Сколько человек сделали одну ошибку в тесте?», это означает, что нужно поднять руку, если ты сделал одну ошибку.
Если учитель называет ученика по имени, это значит, что тот должен встать или выйти к доске и ответить на вопрос вслух.
- Понимать, когда и куда нужно идти.
- Подстраиваться под темп занятия.
- Знать, чем заняты остальные дети в классе.
- Понимать, что означает деятельность вокруг.
- Уметь включаться в урок.
- Со временем научиться всем этим вещам.
Особые умения незрячих
- Читать и писать по Брайлю - это эквивалент чтения и письма обычным шрифтом.
- Ходить с тростью необходимо для того, чтобы быть самостоятельным.
- Осматривать вещи руками. Слепой ребёнок получает информацию при помощи рук, так же, как зрячий - при помощи глаз.
- Совершать различные действия при помощи осязания, а не зрения.
- Обследовать помещение для того, чтобы создать мысленную карту-образ и понять, где расположены вещи в нём.
- Развивать и использовать другие органы чувств («Ммм!.. Пахнет так, как будто кто-то только что вымыл полы. И под ногами чуть скользко..»)
- Развивать память и пользоваться ей в различных ситуациях («Помню, учительница говорила, что у Ани длинные густые волосы. Наверное, Аня обрадуется, если я подарю ей на день рождения заколку»)
- Развивать слух, определять направление источника звука и расстояние до него («Олег, по-моему, у тебя карандаш упал. По звуку похоже, что он укатился куда-то к двери - посмотри под стулом Никиты, может, он там лежит»).
- Задавать вопросы для получения нужной информации («Извините, этот автобус поедет в музей с четвёртым классом или в зоопарк с третьим?»)
- Вежливо, но твёрдо отказываться от помощи, когда она не требуется.
Помощь на пути к самостоятельности
- Помощь заключается в том, чтобы научить незрячего ребёнка выполнять задачу самостоятельно, а не делать всё за него.
- Во многих случаях учитель может дать информацию вместо непосредственной помощи - например, объяснить, как найти нужный предмет, вместо того, чтобы просто дать его в руки ребёнку.
- Ребёнок должен быть в состоянии научиться выполнять любую задачу, которая повторяется изо дня в день, например, в столовой открывать упаковку сока и вставлять в него соломинку. Предполагайте изначально, что ребёнок способен научиться.
- Если незрячий ребёнок не делает то же самое, что и другие дети, покажите ему, как нужно это делать. Если у него регулярно что-то не получается, сообщите об этом родителям - вероятно, над этим навыком нужно поработать и дома.
- Понимание необходимости тех особых навыков, которыми должен овладеть незрячий (см. выше) со стороны учителя и уважение к ним будет способствовать их развитию у ребёнка.
- В начальных классах самостоятельное выполнение заданий будет занимать у незрячего ребёнка много времени. Нужно понимать это, но одновременно находить баланс с общим темпом класса.